Самолеты ОКБ им. А.С.Яковлева к 100-летию со дня рождения А.С.Яковлева (1906- 1989), авиаконструктора
АИР-1. Первоначально имел
обозначение ВВА-3 (Военно-Воздушная
Академия). Затем был переименован в АИР-1
(в честь председателя ЦС Осоавиахима А.И.
Рыкова).
Двухместный расчалочный одностоечный
биплан цельнодеревянной конструкции.
Фюзеляж из четырех сосновых лонжеронов,
стоек, распорок и расчалок. Передняя часть и
гаргрот обшиты фанерой толщиной 2,5 мм.
Хвостовая часть обтянута полотном.
Кабины открытые.
Передняя кабина предназначалась для
пассажира. Органы управления и приборы
размещались только в задней кабине.
Двигатель рядный 4-х
цилиндровый "Циррус" М-1 мощностью 60 л.с.
Бензобак на 50 кг
помещался в центроплане верхнего крыла,
горючее поступало самотеком.
Шасси неубирающееся из
V-образных стальных труб с деревянными
обтекателями. Колеса соединены осью.
Амортизация - резиновый шнур.
Крылья деревянные,
расчаленные внутренними крестами, каждое
состоит из двух коробчатых лонжеронов,
распорок и нервюр.
Хвостовое оперение
деревянное, расчаленное стальной
проволокой к фюзеляжу.
Проектирование
самолета было начато в конце 1925 г. и
продолжалось около года. В августе 1926 г.
техническая комиссия Осоавиахима одобрила
проект. Постройка АИР-1 заняла 8 месяцев и
была закончена 1 мая 1927 г. Первый полет был
совершен 12 мая (летчик Ю.И. Пионтковский).
Построен в одном экземпляре.
В 1977 г. по оригинальным чертежам был построен второй экземпляр и выставлен в музее ОКБ им. Яковлева.
Як-42. Разработка самолета Як-42 началась в связи с потребностью Аэрофлота в пассажирском самолете средней дальности, который мог бы заменить самолеты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. В целях экономии времени в КБ решили разработать варианты самолета Як-40 с большей пассажировместимостью. Было изготовлено три опытных образца: первый со стреловидностью крыла 11градусов, а два других со стреловидностью 23 градуса. Последний вариант и был выбран для серийных самолетов, получивших обозначение Як-42.
Первые серийные экземпляры начали использоваться Аэрофлотом в конце 1980 года. Они имели один пассажирский салон, вмещающий максимум 120 пассажиров. Существует альтернативный вариант, рассчитанный на 100 пассажиров. В НАТО самолет получил наименование "Клоббер" ("Clobber").
Изготовленный в Смоленске самолет Як-42 в конце 1980г. начал использоваться Аэрофлотом. К началу 1993г. заказчиками было получено около 100 машин.
Як-54. Самолет Як-54
является двухместным спортивно-пилотажным
самолетом и предназначен для подготовки
летчиков-спортсменов, обучения высшему
пилотажу и участия в соревнованиях по
самолетному спорту.
Самолет Як-54 обладает
большой тяговооруженностью, высокой
маневренностью, позволяющие спортсмену-пилоту
выполнять весь комплекс фигур высшего
пилотажа. Самолет с минимальным
использованием наземного оборудования
надежен и прост в эксплуатации, что
позволяет широко использовать его в
авиаспортивных клубах. Самолет имеет
наиболее приемлемую стоимость в сравнении
с самолетами данного типа, обладающими
сходными летными характеристиками.
Як-133 штурмовик, Як-133 ИБ истребитель-бомбардировщик, Як-133Р разведчик, Як-133ПП постановщик помех, УТС Як-130К корабельный учебно тренировочный самолет, Як-133БР беспилотный разведывательно-ударный самолет.
Як-130.
Самолет Як-130
представляет собой моноплан классической
схемы со среднерасположенным стреловидным
крылом, двухместной кабиной, с
расположением пилотских кресел типа `тандем`
и двумя ТРДД. Аэродинамическая схема и
параметры силовой установки и систем
самолета позволяют ему выполнять полеты
практически на всех режимах, свойственных
современным и перспективным боевым
самолетам.
Развитые наплывы перед
крылом и компоновка воздухозаборников
обеспечивают возможность устойчивого
управляемого полета на углах атаки до 40 .
Большая тяговооруженность (два двигателя
АИ-222-25 с тягой 2_2500 кг) обеспечивает самолету
высокие установившиеся маневренные
перегрузки, взлетные характеристики и
скороподъемность.
Девять точек подвески (шесть
подкрыльевых, две на концах консолей крыла
и одна подфюзеляжная) позволяют самолету
нести до 3000 кг полезной нагрузки (оружие,
подвесные топливные баки, контейнеры с
системами наведения оружия,
разведывательной аппаратурой, средствами
радиоэлектронного и ИК противодействия).
Як-141. Як-141 - сверхзвуковой, многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки, предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В 1986 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева была завершена постройка первого экземпляра Як-141. Эта машина первая в мире среди самолетов своего класса преодолела скорость звука. На новом истребителе установили 12 мировых рекордов, в том числе по скороподъемности, достижению максимальной высоты с нагрузкой в 1 и 2 тонны с вертикальным взлетом и посадкой. По времени набора высоты 12 км Як-141 опередил английский истребитель СВВП “Харриер” почти на 10 секунд. При этом рекордное достижение установлено в теплое время года н с нагрузкой 1 т, а “Харриер” взлетал без нагрузки и зимой, когда плотность воздуха наибольшая, то есть при наиболее благоприятных условиях для работы силовой установки.
Впервые Як-141 был
показан мировой общественности на 38-ом
Международном авиакосмическом салоне в
Бурже.